in case of emergency - good luck
У меня место в прошлом посте закончилось! Так что продолжаем в этом году в новом.
1900-1960-ые:
ранее
25. Fahrenheit 451° (1966)Художественный фильм об антиутопическом будущем по одноимённому роману Рэя Брэдбери. Фильм снят режиссёром Франсуа Трюффо, это его первый цветной фильм и единственный, снятый на английском языке. Давайте-ка вспомним: фильм рассказывает об обществе, в котором чтение книг запрещено законом. Людей, хранящих книги, арестовывают, а книги сжигают так называемые «пожарные». Главный герой, Гай Монтэг, работает Пожарным, но не хочет мириться с существующей идеологией. 451 градусов по Фаренгейту (это около 233 °C) указывается, как «температура, при которой воспламеняется и горит бумага».
Очень неспешная, лишенная особой эмоциональности подача действия, немного приводящее в недоумение по началу, легко объясняется, если начать размышлять. Вместо очевидной брэдберовской аллегории: "запрет на книгу — это посягательство на свободу", — в фильме первостепенной становится совсем другая идея. Будучи проповедником сильных чувств, Трюффо больше всего боялся их атрофии, или даже их исчезновения вместе с книгами, то есть классической культурой. Поэтому, предупреждая об опасности окончательно утратить эмоции, он рисует картину мира, где люди уже начали впадать в летаргическое состояние тотального довольства, проще говоря — превратились в потребителей. Финал, искупающий дефицит эмоций основной части фильма, позволяет Трюффо высказаться о своём личном отношении к культуре: чтобы не разорвалась связь времен, её надо передавать как личный опыт. Во имя этого проекта режиссёр, известный, прежде всего, как лирик, пожертвовал уже сложившимся авторским стилем, поэтической реальностью и любимыми персонажами. Может, поэтому герои фильма выглядят чрезмерно замороженными и отстранёнными, что ранее никогда не было свойственно Трюффо. Потому следует воспринимать ленту в контексте остальной карьеры ее автора, потому как в этом случае она становится исключительной.
И нельзя кстати не упомянуть об очень любопытной сценографией, которая тут же бросается в глаза. По признанию самого режиссёра, он попытался "смешать средневековую эпоху с бондианой" - в фильме уживаются ультрасовременная монорельсовая дорога и старый бретонский сервиз, допотопные телефоны начала XX века и автоматически открывающиеся двери, за которыми прячутся люди-зомби, смотрящие холодным взором на телевизионных фантомов. То есть, ты ожидаешь увидеть интересный мрачный футуристичный взгляд на альтернативную историю, но Трюффо решил, что «451 по Фаренгейту» по внешнему облику лучше будет иметь схожий мир, который привычно видеть в фильмах 50-х и 60-х годов прошлого столетия. Он лишь немного поэкспериментировал в изображении технологий будущего, а в остальном всё очень даже узнаваемо - из-за чего ленту очень интересно смотреть в наше время, с развитием нашей массовой культуры, сочащейся с каждого монитора в домах, и наших технологий. С годами фильм приобретает все меньше и меньше черт непосредственно фикшена, и больше - просто традиционного ретро.
Конечно, между книгой и адаптированным сценарием - всегда есть две большие разницы. В данном случае, лучше посмотреть и подогреть свой интерес к прочтению, а не наоборот.
Сам Брэдбери, как говорят, экранизацией остался доволен, и в фильме есть момент, где среди людей-книг появляется мальчик-подросток с фразой: "Я - Марсианские хроники Рэя Бредбери", что было деталью, заставившей улыбнуться.
Пока что фильм Франсуа Трюффо является единственным, поставленным по книге. И пускай он снят был в далёком уже в 1966-ом году, мода на ретро никогда не сгинет, поэтому очень даже стоит познакомиться с видением тогдашних кинематографистов на антиутопическую фантастику. Не говоря уже об идеях внутри ленты - какова роль и порог человеческих чувств во взаимоотношениях. Насколько важно то, что мышление замещается некоторыми абстрактными идеалами, которые в конечном счёте уничтожают личность. И конечно о человеческой борьбе, осознании собственного одиночества, а так же ещё и о том, что человек кроме собственного "Я", всё-ещё может принести что-то прекрасное в этот мир.
![](http://i.imgur.com/SdgK5tL.jpg)
26. Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1963)Сатиру высочайшего уровня снять не просто, да такую, которая не то, чтобы не стареет, а с годами становиться ещё лучше, как вино. Сай-фай в чистом виде, в силу особенностей жанра (устаревание технологий, к примеру) всё же более явно подвержен критике времени. И уж кому не справиться с этим как не Стэнли Кубрику - тогда еще молодому и полному смелых идей?
Смелым можно назвать уже даже актуальность тогдашних съемок. Холодная война. Немного более года прошло со времен Карибского кризиса. И тут появляется самый антиамериканский и самый антисоветский фильм. Снят фильм был по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога», впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Причём, Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Название, получившееся в итоге и которое претерпело несколько изменений, пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Главные роли исполнили Питер Селлерс и Джордж К. Скотт, причём первый сыграл сразу трёх главных персонажей (и чуть было сначала не сыграл четырех).
Чернушное и хладнокровное поведение главных героев одновременно вызывает и смех и холодок между лопаток. И еще бы - фильм показывает реально существовавшую паранойю и циничность среди милитари и глав ядерных государств того времени, лишь немного искаженное. «Доктор Стрейнджлав» высмеивает важнейшее положение Холодной войны — взаимное уничтожение, которое гарантирует катастрофические последствия для обеих сторон, независимо от того, кто «выиграл». Военный стратег и физик Герман Кан использовал теоретический пример Машины Судного дня для иллюстрации концепции взаимного гарантированного уничтожения. По сути Кан утверждал, что с обеих сторон уже существует своего рода Машина Судного дня, так как ядерные арсеналы сверхдержав были в состоянии уничтожить бо́льшую часть жизни на Земле. Он заявлял, что ядерная война, в силу невозможности победить в ней ни одной из сторон, является самоубийственной, поэтому ни одна из сверхдержав не готова в ней участвовать. Кан был известен своей расчётливостью и циничным подходом, например, в его готовности сравнить, сколько человеческих жизней сможет потерять США и какой урон будет принесён экономике. Эта позиция отражена в замечании Тёрджидсона Президенту о результатах упреждающей ядерной атаки: «Господин Президент, я не говорю, что мы не запачкали бы свои волосы. Но я говорю не более чем о десяти-двадцати миллионах убитых, в зависимости от обстоятельств». Ох, и это только один пример. А фильм состоит из целой кучи таких контрастирующих и на наш взгляд диких деталей (баннер "Мир - наша профессия" посреди военной базы, где разворачивается военная перестрелка, это же потрясающе). Кубрик знает свое дело, когда он берет весь съёмочный процесс под свой контроль - снято даже по меркам наших дней безупречно. Можно сказать, даже слишком. В связи с отсутствием сотрудничества со стороны Пентагона в создании фильма, дизайнеры были вынуждены, в меру своих возможностей, реконструировать внутренности бомбардировщика по авиационным журналам. Всё было воспроизведено настолько точно, что в ВВС опасались того, что создатели фильма раздобыли секретную информацию о бомбардировщике, прибегнув к шпионажу.
Отдельно стоит упомянуть Доктора Стрейнджлава. Эксцентричный немецкий учёный, некогда работавший на Третий рейх и после Второй мировой войны переселившийся в США являлся прообразом таких людей как: математик и один из ведущих разработчиков Манхэттенского проекта Джон фон Нейман, немецкий учёный Вернер фон Браун, а также «отец термоядерного оружия» Эдвард Теллер.
Внешний вид Стрейнджлава перекликается с безумным изобретателем Ротвангом из кинофильма Фрица Ланга «Метрополис»: чёрная перчатка на одной руке и взъерошенные волосы. Чёрную перчатку Стрейнджлава предложил Кубрик, но сам Селлерс заставил перчатку жить собственной жизнью. По словам кинокритика Александра Уокера, тот факт, что рука Доктора, то сама по себе вскидываясь в нацистском приветствии, то начиная душить своего обладателя, говорит об апраксии, или синдроме чужой руки (после премьеры фильма стало распространено именование «Синдром доктора Стрейнджлава»).
«Стрейнджлав» лидировал в американском прокате 17 недель подряд и вызвал бурные дискуссии среди журналистов и интеллектуалов. Ходили утверждения, что фильм «открыл новую эпоху в кинематографе». Картина регулярно входит во всевозможные списки лучших комедий в истории кино.
![](http://i.imgur.com/daTgfVy.png)
![](http://i.imgur.com/H4I2b35.gif)
27. Человек-амфибия (1962)Одна из красивейших историй любви, снятых в советское время, к тому же по мотивам удивительного фантастического романа Александра Беляева - режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским.
Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приемного сына ученый, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но он не знал людской жизни на суше. Пока не спасает прекрасную Гутиэре и без памяти в нее влюбляется…
Что же помимо этой заманчивой истории сделало фильм лидером советского кинопроката 1962 года (65 млн зрителей)? Ведь путь к успеху был очень непрост.
Сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде, однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды (с задержкой дыхания на минуту-две), в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов. Риск и сложности всё так же оставались, но, при помощи тренировок актёров в бассейне и консультаций со специалистами, было решено - ленте быть вопреки всеобщим сомнениям (даже в публикации американской "Нью-Йорк Таймс" отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе»). Всё в итоге сработало.
Сцены заграничного портового города — по книге Буэнос-Айреса, снимали в Баку, морские сцены - на Крымском полуострове (где была необходимая для съемок прозрачнейшая вода), что дало потрясающую картинку. Живые съемки на улицах и на настоящем морском дне! Натуральность и сложность осуществленного не может приятно не удивлять. Игра актёров (которые почти во всех подводных сценах выложились самостоятельно!) на должной высоте, ну а в молодого Ихтиандра сложно не влюбиться и в наше время.
Кстати для создания его костюма тоже прекрасно постарались - для изготовления чешуек использовали старую белую киноплёнку. Всего было вырублено 10 000 штук, которых хватило на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской, вручную поодиночке нашиты на комбинезоны.
Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова (возвращение любимого нами терменвокса).
После выхода фильма критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей. Это был абсолютный успех.
С 2000 года и 2011 года выпущены две отреставрированные версии: компании «RUSCICO» на DVD и на Blu-ray киновидеообъединением «Крупный план». Вот их и надо смотреть сейчас - качество, сочность картинки - одна из многих вещей, которая точно очаровывает и в 2016.
![](http://i.imgur.com/tZC1c0f.jpg)
28. 2001: A Space Odyssey (1968)
29. Planet of the Apes (1968)"- Судя по всему его мудрость не смогла уберечь его от катастрофы, эмоции лишили его разума, его воинственное существо уничтожило все вокруг него… И его самого!"
Идея человеческой цивилизации, перевернутой с ног на голову уже сама по себе выглядит выигрышной, тут стоит сразу отдать должное оригиналу. Фильм Франклина Шеффнера был снят по одноимённому роману Пьера Буля.
По сути, Буль создал прекрасную сатиру не только на современное деградирующее общество (причем с каждым годом все более актуальную, оттого и столько ремейков и кино-адаптаций) но и на человечество в целом, не понимающего последствий своих разрушительных действий и своей связи с природой (чьи законы тоже в какой-то степени губительны и превращают нас в дикарей). Умудрившись рассказать все это весьма увлекательно (поместив повествование в далекое будущее, приправив драмой) с энергичной динамикой действия, неожиданными сюжетными поворотами и элегантным финальным твистом. Конечно, сам сюжет так и напрашивается на экранизацию, есть даже запал для многочисленных продолжений.
Однако, что позволило именно этому фильму занять 350 место в списке 500 лучших фильмов по версии журнала Empire?
Хотя технически фильм и сейчас смотрится вполне неплохо, компьютерных спецэффектов нет, но имеется крепкая атмосфера, отличная операторская работа (в некоторых местах даже Отличная), и не самый плохой по тем временам грим, который, если честно, выглядит лучше чем многие ныняшние CGI.
И конечно очень недурные актерские работы, Чарлтон Хестон отлично смог передать характер своего персонажа, несмотря на то, что прям положительным или прям приятным его никак не назовешь. Скажем так, протагонист был написан с изрядной такой хитринкой. Линда Харрисон в роли доктора Зиры - украшение фильма, со своей мимикой и работой над осанкой, движениями. И стоит отметить, что актерам играющих обезьян пришлось действительно нелегко, мало того что грим тяжелый, накладывается долго, есть проблематично, так снимали еще всё в жару, что вызывало даже пару случаев обморока. И сложность и суровость съемок отлично видна на итоговой картинке. Весь фильм держит от начала до конца в напряжении и оставляет после себя немного тягостный осадок. Не самое приятное, что вы могли бы ожидать от приключенческой ленты, где герой попадает в переделку и в итоге выходит победителем, но в данном случае тут об этом и не говорилось - это как раз тот самый материал, над которым хочется подумать. И в данном понимании - фильм хороший.
![](http://i.imgur.com/uYZG1hO.jpg)
30. Forbidden Planet (1956)
31. La jetée (1962)
Чёрно-белый 28-минутный фантастический фильм французского режиссёра Криса Маркера 1962 года в технике фоторомана: образный ряд состоит из сменяющих друг друга фотографий. Картина Маркера вписана в историю кино как один из самых значительных и влиятельных образцов кинофантастики, к тому же, это один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени.
После термоядерного удара третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах Парижа. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему». Остальное рассказывать не стоит, отмечу лишь, что этот фильм положен в основу фильма Терри Гиллиама «Двенадцать обезьян» с Брюсом Уиллисом, так что вы можете догадаться о развязке.
La jetée — потрясающей красоты фильм, который выделяется в среде прочих своим оригинальным визуальным подходом. С технической точки зрения это можно назвать слайд-шоу, но именно этот прием даёт ту атмосферу максимального погружения. Возможно мы так сильно чувствуем происходящее на экране из-за задержки кадра на пару секунду, а возможно из-за максимально профессиональной постановки кадра. Это уже не просто постапокалипсис, это почти что фото-хроника как будто бы реальной истории - погружение в воспоминания главного героя. Порой кажется, что твои воспоминания, сон — это и есть настоящая жизнь. С каждым разом главный герой погружается все глубже и глубже в свое прошлое. И становится все более болезненнее возвращаться обратно.
Эпизод с пробуждением главной героини (единственное видео в данном фильме) выглядит просто потрясающе и, если верить источникам, была процитирована Ридли Скоттом в культовом фильме «Бегущий по лезвию».
Маркер снял выдающееся кино при минимуме художественных средств, здесь сложно оценить актерскую игру, однако, перед нами не мелькающие фотографии, а цельные образы, характеры абсолютно разных людей. В этом, пожалуй, главное волшебство режиссера. Фильм идет всего 28 минут. Так мало для того, чтобы рассказать о третьей мировой войне, о путешествиях во времени, о двух людях, один из которых уже пережил взрывы бомб, а для второго все это еще только произойдет в будущем. Так много для того, чтобы сполна дать все это почувствовать.
![](http://i.imgur.com/spWIv0G.jpg)
32. Things to Come (1936)«Каждого из нас ждет покой, и имя ему — смерть. Но для Человечества нет ни смерти, ни покоя. Оно должно идти вперед, свершая одно завоевание за другим».
"Облик грядущего" - английский философско-фантастический художественный фильм Уильяма Мензиса по сценарию Герберта Уэллса и первая серьезная попытка в рассмотрении проблемы развития цивилизации и технического прогресса. Даже в легендарном "Метрополисе" подобного масштаба футуризм использовался сугубо как инструмент человеческой драмы. К тому же это можно считать одним из первых примеров реализации постапокалиптической темы в фантастике. Часть фильма, повествующая о последствиях фойны, исчезновении цивилизации и бродячей болезни, которая вынуждает отстреливать больных, будет очень знакома нам по уже современным фильмам подобного жанра, так что тут очень легко словить ощущения, так называемого, ретро-дежавю. И нет никаких сомнений, что, являясь альтернативой "Метрополису" Фрица Ланга, он вдохновил создателей "Безумного Макса", "Звездных войн" и многих других кинематографистов.
Сценарная задумка, конечно, поражает своей масштабностью. Можно ли за полтора часа экранного времени обрасовать парадигму развития современной цивилизации на полтора столетия вперед? (начинается сюжет в 40 гг, а заканчивается в 30-е в XXI веке!) Один из самых талантливых людей 20 века взялся за эту задачу с превеликим усердием — Герберт Уэллс. И интересно, что в далеком 1934 году, когда был написан сценарий, едва ли кто-то мог предположить, что фильм с точностью в год угадает дату начала Второй мировой войны. В качестве предупреждения мы увидим и дату — 1945 года.
Перед началом работы над фильмом всем имеющим отношение к моделированию и выполнению костюмов и декораций для заключительной части фильма был создан меморандум, в котором обрисовывались основные требования к декорациям и костюмам. В этом меморандуме будущий "Облик грядущего" резко противопоставлялся "Метрополису".
"Галиматью, вроде той, что мы находим в таком фильме, как «Метрополис» Фрица Ланга с его «роботами» — механическими рабочими, сверхнебоскребами и пр. и пр. — нужно раз и навсегда выбросить из головы… Машины раскрепостили людей, и те перестали быть похожими на машины. Это надо твердо помнить. Рабочие, которых вы должны показать, — это индивидуализированные рабочие, дружно и с чувством ответственности исполняющие общее дело".
И действительно, футуризм у Уэллса вышел очень человеческим, и внушительные дизайнерские решения созданной военной и промышленной техники (невероятные танки и летательные аппараты, циклопические заводы, гигантские самооснощаемые подземные города) сопутствуют с масштабными сценами массовки и непосредственной вовлеченностью самой человеческой идеи - господства научного прогресса ака цивилизации.
Единственное, что идет не в плюс данной работе это то, что фильм интересен прежде всего как факт. Литературный сценарий Великого мечтателя великолепен, а вот киновоплощение оставляет желать лучшего. В плане драмы получился комикс с гротескными фигурами и статичными театральными диалогами. И даже мужественный диалог благородных летчиков из противодействующих армий не спасает картину, в которой совершенно нет внутренней драматургии.
Как бы то ни было, фильм считается образчиком жанра и по праву остаётся активно обсуждаемым на форумах и в среде киноведов.
![](http://i.imgur.com/4KAFl4X.jpg)
33. 20 Million Miles to Earth (1957)
34. This Island Earth (1955)
35. The Blob (1958)
Совсем забыла черкнуть пару слов про этот фильм режиссёра Ирвина Ш. Йеуорта-младшего. «The Blob» — явно не шедевр по сюжетной составляющийся, однако считается культовым продуктом своего жанра, ещё в пятидесятых годах показавший, как можно чисто "попкорновым" хитом и народ посмешить, ну, и кое-где напугать для приличия, хоррор же. Лента - настоящая классика по нескольким причинам: безумно драйвовый темп всего фильма, удерживающий в узде желание выключить весь этот сумасшедший бред, даже несмотря на обилие гротескных типажей и нелепых диалогов. Инопланетный монстр, попавший в тихий американский городок внутри упавшего на окраине астероиде, в кои-то веки не актёр в топорном резиновом костюме - а живой сгусток протоплазмы, пожирающий всё на своём пути. Что в какой-то степени трешёво, но пугает достаточно, чтобы с интересом провести вечерок, желательно с девушкой в обнимку, сидя в открытом "кадиллаке" - вы понимаете, для атмосферности. А ещё в титрах звучит очень заводная песня! («Beware of the Blob! It creeps, and leaps, and glides and slides across the floor»). Всё настолько яркое и сочное - словом, фильм создан не для высокой критики, а именно что для чистого удовольствия зрителя.
По достоинству можно оценить и крайне забавный актерский состав. Подростков, например, здесь играют люди лет эдак под тридцать, а в главной роли тут выступает тогда ещё восходящая, но уже зрелая звезда Голливуда - обаятельный Стив Маккуин (играет он персонажа по имени, какой сюрприз, Стив). И да, банальность сценарных взаимодействий персонажей тут спасает именно что вполне приличная игра вот таких вот талантливых людей. Стоит глянуть хотя бы ради этого.
![](http://i.imgur.com/ADjclMg.jpg)
36. Gojira (1954)Японский кинофильм режиссёра Исиро Хонда, снятый в 1954 году, первый из серии фильмов о Годзилле. В США фильм вышел под названием "Годзилла - король монстров!" в 1956 г.
Древнее существо выходит из глубин Тихого Океана, пробудившись от долгого сна, почувствовав сейсмические толчки, вызванные ядерными испытаниями американских военных, и начинает крушит всё на своем пути. Устрашающий силуэт огромного монстра движущийся по ночному Токио, оставляет позади себя огонь и разрушения, испепеляя человечество его же оружием - отличный материал для культового кино, породивший вскоре за собой целый жанр фильмов о кайдзю.
Отличные актерские работы отлично дополняют общую картину драмы — тут тебе не до ненужного пафоса и юмора, это фильм рассказывающий о реальной человеческой драме и эмоциях японского народа (так что и счастливого жизнеутверждающего конца тут ждать не приходится). Чтобы было понятно: для японского кинематографа ядерная война — тема постоянная и эмоциональная. Понятно, что в 50-х, когда ещё кровоточили раны после трагедии Хиросимы и Нагасаки, фильм должен был вызвать у зрителя особенный отклик. Замысел основывался на реальных событиях — японские рыбаки судна «Lucky Dragon 5» получили серьёзное облучение, оказавшись в зоне американских ядерных испытаний и на отсылке к этому событию и выводит, собственно, нас начало фильма. В общем, для зрителей, который видел "Годзиллу" в переложении того же Эммериха, оригинал окажется уникальным историческим открытием, слово драгоценная археологическая находка.
Теперь, давайте отбросим в сторону всю псевдо научную чепуху типа расщепителя кислорода, потому как не за точностью подобных вещей мы любим фильмы о морских гигантских чудищах. С технической точки зрения лента является ничем иным как настоящим прорывом для кино Японии, тем более тех лет. Да, это человек в резиновом костюме, которые топчет игрушечные миниатюры городских построек, но черт возьми, снято это тем не менее так, что Годзилла реально выглядит страшной разрушительной силой, способный уничтожить кучу народа! Прибавьте к этому прекрасное музыкальное сопровождение японского симфониста Акиры Ификубэ (не забудьте поблагодарить его за создание знаменитого звук рыка монстра) - получился настоящий кассовый успех и сенсация, на который создатели наверняка не рассчитывали, но который случается при коллаборации идей и вклада стольких талантливых людей. Мое личное разочарование в фильме является его местами очень плохо проделанный монтаж, но тут даже не знаю винить ли обстоятельства времени или конкретного человека.
Фильм вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire и занял 31 место. В 2007 удостоен премии «Сатурн». Было снято огромное количество продолжений, где на потеху зрителей существо дралось с гигантским птерозавром Роданом, с огромной бабочкой Мотрой, с её антиподом — Баттрой, с грязевым монстром Хэдорой, с гигантской креветкой Эбирой, с похожим на Змея Горыныча драконом Кинг Гидорой, чудовищем Биоланте, и даже с Кинг-Конгом. Несколько раз против Годзиллы выступали его механические аналоги — Мехагодзиллы. В 1956 году американцы перемонтировали оригинальную версию фильма, вырезав некоторые эпизоды и добавив свою сюжетную линию. Здесь журналист Стив Мартин (Рэймонд Бёрр) ведет репортаж о Годзилле прямо с места событий — с улиц Токио — и сам чуть не погибает при этом. Именно в этом виде фильм, вышедший под названием «Годзилла, король монстров!» стал известен всему миру. Всего про Годзиллу на данный момент существует около 30 фильмов.
Если вам хочется насладиться классикой о кайдзю, то можно также посмотреть такие фильмы как «Великий монстр Варан» (1958), «Мотра» (1961), «Франкенштейн против Барагона» (1965) и «Родан» (1956).
![](http://i.imgur.com/nyKtLVh.jpg)
37. Invasion of the Body Snatchers (1955)
37. Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (1965)
38. Them! (1954)
39. Invaders from Mars (1953)
40. Fantastic Voyage (1966)
41. Barbarella (1968)
42. Планета бурь (1962)
43. The Time Machine (1960)
45. The War of the Worlds (1953)
46. The Incredible Shrinking Man (1957)
47. The Fly (1958)
48. Flash Gordon (1936)
49. 1984 (1956)
50. Marooned (1969)
51. The Man from Planet X (1951)
52. Robinson Crusoe on Mars (1964)
53. The Day of the Triffids (1963)
54. Earth vs. the Flying Saucers (1956)
55. Rocketship X-M (1950)
56. When Worlds Collide (1951)
58. The Quatermass Xperiment (1955)
59. Doppelganger (1969)
60. First Men in the Moon (1964)
1900-1960-ые:
ранее
25. Fahrenheit 451° (1966)Художественный фильм об антиутопическом будущем по одноимённому роману Рэя Брэдбери. Фильм снят режиссёром Франсуа Трюффо, это его первый цветной фильм и единственный, снятый на английском языке. Давайте-ка вспомним: фильм рассказывает об обществе, в котором чтение книг запрещено законом. Людей, хранящих книги, арестовывают, а книги сжигают так называемые «пожарные». Главный герой, Гай Монтэг, работает Пожарным, но не хочет мириться с существующей идеологией. 451 градусов по Фаренгейту (это около 233 °C) указывается, как «температура, при которой воспламеняется и горит бумага».
Очень неспешная, лишенная особой эмоциональности подача действия, немного приводящее в недоумение по началу, легко объясняется, если начать размышлять. Вместо очевидной брэдберовской аллегории: "запрет на книгу — это посягательство на свободу", — в фильме первостепенной становится совсем другая идея. Будучи проповедником сильных чувств, Трюффо больше всего боялся их атрофии, или даже их исчезновения вместе с книгами, то есть классической культурой. Поэтому, предупреждая об опасности окончательно утратить эмоции, он рисует картину мира, где люди уже начали впадать в летаргическое состояние тотального довольства, проще говоря — превратились в потребителей. Финал, искупающий дефицит эмоций основной части фильма, позволяет Трюффо высказаться о своём личном отношении к культуре: чтобы не разорвалась связь времен, её надо передавать как личный опыт. Во имя этого проекта режиссёр, известный, прежде всего, как лирик, пожертвовал уже сложившимся авторским стилем, поэтической реальностью и любимыми персонажами. Может, поэтому герои фильма выглядят чрезмерно замороженными и отстранёнными, что ранее никогда не было свойственно Трюффо. Потому следует воспринимать ленту в контексте остальной карьеры ее автора, потому как в этом случае она становится исключительной.
И нельзя кстати не упомянуть об очень любопытной сценографией, которая тут же бросается в глаза. По признанию самого режиссёра, он попытался "смешать средневековую эпоху с бондианой" - в фильме уживаются ультрасовременная монорельсовая дорога и старый бретонский сервиз, допотопные телефоны начала XX века и автоматически открывающиеся двери, за которыми прячутся люди-зомби, смотрящие холодным взором на телевизионных фантомов. То есть, ты ожидаешь увидеть интересный мрачный футуристичный взгляд на альтернативную историю, но Трюффо решил, что «451 по Фаренгейту» по внешнему облику лучше будет иметь схожий мир, который привычно видеть в фильмах 50-х и 60-х годов прошлого столетия. Он лишь немного поэкспериментировал в изображении технологий будущего, а в остальном всё очень даже узнаваемо - из-за чего ленту очень интересно смотреть в наше время, с развитием нашей массовой культуры, сочащейся с каждого монитора в домах, и наших технологий. С годами фильм приобретает все меньше и меньше черт непосредственно фикшена, и больше - просто традиционного ретро.
Конечно, между книгой и адаптированным сценарием - всегда есть две большие разницы. В данном случае, лучше посмотреть и подогреть свой интерес к прочтению, а не наоборот.
Сам Брэдбери, как говорят, экранизацией остался доволен, и в фильме есть момент, где среди людей-книг появляется мальчик-подросток с фразой: "Я - Марсианские хроники Рэя Бредбери", что было деталью, заставившей улыбнуться.
Пока что фильм Франсуа Трюффо является единственным, поставленным по книге. И пускай он снят был в далёком уже в 1966-ом году, мода на ретро никогда не сгинет, поэтому очень даже стоит познакомиться с видением тогдашних кинематографистов на антиутопическую фантастику. Не говоря уже об идеях внутри ленты - какова роль и порог человеческих чувств во взаимоотношениях. Насколько важно то, что мышление замещается некоторыми абстрактными идеалами, которые в конечном счёте уничтожают личность. И конечно о человеческой борьбе, осознании собственного одиночества, а так же ещё и о том, что человек кроме собственного "Я", всё-ещё может принести что-то прекрасное в этот мир.
![](http://i.imgur.com/SdgK5tL.jpg)
26. Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1963)Сатиру высочайшего уровня снять не просто, да такую, которая не то, чтобы не стареет, а с годами становиться ещё лучше, как вино. Сай-фай в чистом виде, в силу особенностей жанра (устаревание технологий, к примеру) всё же более явно подвержен критике времени. И уж кому не справиться с этим как не Стэнли Кубрику - тогда еще молодому и полному смелых идей?
Смелым можно назвать уже даже актуальность тогдашних съемок. Холодная война. Немного более года прошло со времен Карибского кризиса. И тут появляется самый антиамериканский и самый антисоветский фильм. Снят фильм был по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога», впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Причём, Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Название, получившееся в итоге и которое претерпело несколько изменений, пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Главные роли исполнили Питер Селлерс и Джордж К. Скотт, причём первый сыграл сразу трёх главных персонажей (и чуть было сначала не сыграл четырех).
Чернушное и хладнокровное поведение главных героев одновременно вызывает и смех и холодок между лопаток. И еще бы - фильм показывает реально существовавшую паранойю и циничность среди милитари и глав ядерных государств того времени, лишь немного искаженное. «Доктор Стрейнджлав» высмеивает важнейшее положение Холодной войны — взаимное уничтожение, которое гарантирует катастрофические последствия для обеих сторон, независимо от того, кто «выиграл». Военный стратег и физик Герман Кан использовал теоретический пример Машины Судного дня для иллюстрации концепции взаимного гарантированного уничтожения. По сути Кан утверждал, что с обеих сторон уже существует своего рода Машина Судного дня, так как ядерные арсеналы сверхдержав были в состоянии уничтожить бо́льшую часть жизни на Земле. Он заявлял, что ядерная война, в силу невозможности победить в ней ни одной из сторон, является самоубийственной, поэтому ни одна из сверхдержав не готова в ней участвовать. Кан был известен своей расчётливостью и циничным подходом, например, в его готовности сравнить, сколько человеческих жизней сможет потерять США и какой урон будет принесён экономике. Эта позиция отражена в замечании Тёрджидсона Президенту о результатах упреждающей ядерной атаки: «Господин Президент, я не говорю, что мы не запачкали бы свои волосы. Но я говорю не более чем о десяти-двадцати миллионах убитых, в зависимости от обстоятельств». Ох, и это только один пример. А фильм состоит из целой кучи таких контрастирующих и на наш взгляд диких деталей (баннер "Мир - наша профессия" посреди военной базы, где разворачивается военная перестрелка, это же потрясающе). Кубрик знает свое дело, когда он берет весь съёмочный процесс под свой контроль - снято даже по меркам наших дней безупречно. Можно сказать, даже слишком. В связи с отсутствием сотрудничества со стороны Пентагона в создании фильма, дизайнеры были вынуждены, в меру своих возможностей, реконструировать внутренности бомбардировщика по авиационным журналам. Всё было воспроизведено настолько точно, что в ВВС опасались того, что создатели фильма раздобыли секретную информацию о бомбардировщике, прибегнув к шпионажу.
Отдельно стоит упомянуть Доктора Стрейнджлава. Эксцентричный немецкий учёный, некогда работавший на Третий рейх и после Второй мировой войны переселившийся в США являлся прообразом таких людей как: математик и один из ведущих разработчиков Манхэттенского проекта Джон фон Нейман, немецкий учёный Вернер фон Браун, а также «отец термоядерного оружия» Эдвард Теллер.
Внешний вид Стрейнджлава перекликается с безумным изобретателем Ротвангом из кинофильма Фрица Ланга «Метрополис»: чёрная перчатка на одной руке и взъерошенные волосы. Чёрную перчатку Стрейнджлава предложил Кубрик, но сам Селлерс заставил перчатку жить собственной жизнью. По словам кинокритика Александра Уокера, тот факт, что рука Доктора, то сама по себе вскидываясь в нацистском приветствии, то начиная душить своего обладателя, говорит об апраксии, или синдроме чужой руки (после премьеры фильма стало распространено именование «Синдром доктора Стрейнджлава»).
«Стрейнджлав» лидировал в американском прокате 17 недель подряд и вызвал бурные дискуссии среди журналистов и интеллектуалов. Ходили утверждения, что фильм «открыл новую эпоху в кинематографе». Картина регулярно входит во всевозможные списки лучших комедий в истории кино.
![](http://i.imgur.com/daTgfVy.png)
![](http://i.imgur.com/2pKfzO9.gif)
![](http://i.imgur.com/H4I2b35.gif)
27. Человек-амфибия (1962)Одна из красивейших историй любви, снятых в советское время, к тому же по мотивам удивительного фантастического романа Александра Беляева - режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским.
Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приемного сына ученый, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но он не знал людской жизни на суше. Пока не спасает прекрасную Гутиэре и без памяти в нее влюбляется…
Что же помимо этой заманчивой истории сделало фильм лидером советского кинопроката 1962 года (65 млн зрителей)? Ведь путь к успеху был очень непрост.
Сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде, однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды (с задержкой дыхания на минуту-две), в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов. Риск и сложности всё так же оставались, но, при помощи тренировок актёров в бассейне и консультаций со специалистами, было решено - ленте быть вопреки всеобщим сомнениям (даже в публикации американской "Нью-Йорк Таймс" отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе»). Всё в итоге сработало.
Сцены заграничного портового города — по книге Буэнос-Айреса, снимали в Баку, морские сцены - на Крымском полуострове (где была необходимая для съемок прозрачнейшая вода), что дало потрясающую картинку. Живые съемки на улицах и на настоящем морском дне! Натуральность и сложность осуществленного не может приятно не удивлять. Игра актёров (которые почти во всех подводных сценах выложились самостоятельно!) на должной высоте, ну а в молодого Ихтиандра сложно не влюбиться и в наше время.
Кстати для создания его костюма тоже прекрасно постарались - для изготовления чешуек использовали старую белую киноплёнку. Всего было вырублено 10 000 штук, которых хватило на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской, вручную поодиночке нашиты на комбинезоны.
Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова (возвращение любимого нами терменвокса).
После выхода фильма критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей. Это был абсолютный успех.
С 2000 года и 2011 года выпущены две отреставрированные версии: компании «RUSCICO» на DVD и на Blu-ray киновидеообъединением «Крупный план». Вот их и надо смотреть сейчас - качество, сочность картинки - одна из многих вещей, которая точно очаровывает и в 2016.
![](http://i.imgur.com/tZC1c0f.jpg)
29. Planet of the Apes (1968)"- Судя по всему его мудрость не смогла уберечь его от катастрофы, эмоции лишили его разума, его воинственное существо уничтожило все вокруг него… И его самого!"
Идея человеческой цивилизации, перевернутой с ног на голову уже сама по себе выглядит выигрышной, тут стоит сразу отдать должное оригиналу. Фильм Франклина Шеффнера был снят по одноимённому роману Пьера Буля.
По сути, Буль создал прекрасную сатиру не только на современное деградирующее общество (причем с каждым годом все более актуальную, оттого и столько ремейков и кино-адаптаций) но и на человечество в целом, не понимающего последствий своих разрушительных действий и своей связи с природой (чьи законы тоже в какой-то степени губительны и превращают нас в дикарей). Умудрившись рассказать все это весьма увлекательно (поместив повествование в далекое будущее, приправив драмой) с энергичной динамикой действия, неожиданными сюжетными поворотами и элегантным финальным твистом. Конечно, сам сюжет так и напрашивается на экранизацию, есть даже запал для многочисленных продолжений.
Однако, что позволило именно этому фильму занять 350 место в списке 500 лучших фильмов по версии журнала Empire?
Хотя технически фильм и сейчас смотрится вполне неплохо, компьютерных спецэффектов нет, но имеется крепкая атмосфера, отличная операторская работа (в некоторых местах даже Отличная), и не самый плохой по тем временам грим, который, если честно, выглядит лучше чем многие ныняшние CGI.
И конечно очень недурные актерские работы, Чарлтон Хестон отлично смог передать характер своего персонажа, несмотря на то, что прям положительным или прям приятным его никак не назовешь. Скажем так, протагонист был написан с изрядной такой хитринкой. Линда Харрисон в роли доктора Зиры - украшение фильма, со своей мимикой и работой над осанкой, движениями. И стоит отметить, что актерам играющих обезьян пришлось действительно нелегко, мало того что грим тяжелый, накладывается долго, есть проблематично, так снимали еще всё в жару, что вызывало даже пару случаев обморока. И сложность и суровость съемок отлично видна на итоговой картинке. Весь фильм держит от начала до конца в напряжении и оставляет после себя немного тягостный осадок. Не самое приятное, что вы могли бы ожидать от приключенческой ленты, где герой попадает в переделку и в итоге выходит победителем, но в данном случае тут об этом и не говорилось - это как раз тот самый материал, над которым хочется подумать. И в данном понимании - фильм хороший.
![](http://i.imgur.com/uYZG1hO.jpg)
31. La jetée (1962)
Чёрно-белый 28-минутный фантастический фильм французского режиссёра Криса Маркера 1962 года в технике фоторомана: образный ряд состоит из сменяющих друг друга фотографий. Картина Маркера вписана в историю кино как один из самых значительных и влиятельных образцов кинофантастики, к тому же, это один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени.
После термоядерного удара третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах Парижа. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему». Остальное рассказывать не стоит, отмечу лишь, что этот фильм положен в основу фильма Терри Гиллиама «Двенадцать обезьян» с Брюсом Уиллисом, так что вы можете догадаться о развязке.
La jetée — потрясающей красоты фильм, который выделяется в среде прочих своим оригинальным визуальным подходом. С технической точки зрения это можно назвать слайд-шоу, но именно этот прием даёт ту атмосферу максимального погружения. Возможно мы так сильно чувствуем происходящее на экране из-за задержки кадра на пару секунду, а возможно из-за максимально профессиональной постановки кадра. Это уже не просто постапокалипсис, это почти что фото-хроника как будто бы реальной истории - погружение в воспоминания главного героя. Порой кажется, что твои воспоминания, сон — это и есть настоящая жизнь. С каждым разом главный герой погружается все глубже и глубже в свое прошлое. И становится все более болезненнее возвращаться обратно.
Эпизод с пробуждением главной героини (единственное видео в данном фильме) выглядит просто потрясающе и, если верить источникам, была процитирована Ридли Скоттом в культовом фильме «Бегущий по лезвию».
Маркер снял выдающееся кино при минимуме художественных средств, здесь сложно оценить актерскую игру, однако, перед нами не мелькающие фотографии, а цельные образы, характеры абсолютно разных людей. В этом, пожалуй, главное волшебство режиссера. Фильм идет всего 28 минут. Так мало для того, чтобы рассказать о третьей мировой войне, о путешествиях во времени, о двух людях, один из которых уже пережил взрывы бомб, а для второго все это еще только произойдет в будущем. Так много для того, чтобы сполна дать все это почувствовать.
![](http://i.imgur.com/spWIv0G.jpg)
32. Things to Come (1936)«Каждого из нас ждет покой, и имя ему — смерть. Но для Человечества нет ни смерти, ни покоя. Оно должно идти вперед, свершая одно завоевание за другим».
"Облик грядущего" - английский философско-фантастический художественный фильм Уильяма Мензиса по сценарию Герберта Уэллса и первая серьезная попытка в рассмотрении проблемы развития цивилизации и технического прогресса. Даже в легендарном "Метрополисе" подобного масштаба футуризм использовался сугубо как инструмент человеческой драмы. К тому же это можно считать одним из первых примеров реализации постапокалиптической темы в фантастике. Часть фильма, повествующая о последствиях фойны, исчезновении цивилизации и бродячей болезни, которая вынуждает отстреливать больных, будет очень знакома нам по уже современным фильмам подобного жанра, так что тут очень легко словить ощущения, так называемого, ретро-дежавю. И нет никаких сомнений, что, являясь альтернативой "Метрополису" Фрица Ланга, он вдохновил создателей "Безумного Макса", "Звездных войн" и многих других кинематографистов.
Сценарная задумка, конечно, поражает своей масштабностью. Можно ли за полтора часа экранного времени обрасовать парадигму развития современной цивилизации на полтора столетия вперед? (начинается сюжет в 40 гг, а заканчивается в 30-е в XXI веке!) Один из самых талантливых людей 20 века взялся за эту задачу с превеликим усердием — Герберт Уэллс. И интересно, что в далеком 1934 году, когда был написан сценарий, едва ли кто-то мог предположить, что фильм с точностью в год угадает дату начала Второй мировой войны. В качестве предупреждения мы увидим и дату — 1945 года.
Перед началом работы над фильмом всем имеющим отношение к моделированию и выполнению костюмов и декораций для заключительной части фильма был создан меморандум, в котором обрисовывались основные требования к декорациям и костюмам. В этом меморандуме будущий "Облик грядущего" резко противопоставлялся "Метрополису".
"Галиматью, вроде той, что мы находим в таком фильме, как «Метрополис» Фрица Ланга с его «роботами» — механическими рабочими, сверхнебоскребами и пр. и пр. — нужно раз и навсегда выбросить из головы… Машины раскрепостили людей, и те перестали быть похожими на машины. Это надо твердо помнить. Рабочие, которых вы должны показать, — это индивидуализированные рабочие, дружно и с чувством ответственности исполняющие общее дело".
И действительно, футуризм у Уэллса вышел очень человеческим, и внушительные дизайнерские решения созданной военной и промышленной техники (невероятные танки и летательные аппараты, циклопические заводы, гигантские самооснощаемые подземные города) сопутствуют с масштабными сценами массовки и непосредственной вовлеченностью самой человеческой идеи - господства научного прогресса ака цивилизации.
Единственное, что идет не в плюс данной работе это то, что фильм интересен прежде всего как факт. Литературный сценарий Великого мечтателя великолепен, а вот киновоплощение оставляет желать лучшего. В плане драмы получился комикс с гротескными фигурами и статичными театральными диалогами. И даже мужественный диалог благородных летчиков из противодействующих армий не спасает картину, в которой совершенно нет внутренней драматургии.
Как бы то ни было, фильм считается образчиком жанра и по праву остаётся активно обсуждаемым на форумах и в среде киноведов.
![](http://i.imgur.com/4KAFl4X.jpg)
33. 20 Million Miles to Earth (1957)
34. This Island Earth (1955)
35. The Blob (1958)
Совсем забыла черкнуть пару слов про этот фильм режиссёра Ирвина Ш. Йеуорта-младшего. «The Blob» — явно не шедевр по сюжетной составляющийся, однако считается культовым продуктом своего жанра, ещё в пятидесятых годах показавший, как можно чисто "попкорновым" хитом и народ посмешить, ну, и кое-где напугать для приличия, хоррор же. Лента - настоящая классика по нескольким причинам: безумно драйвовый темп всего фильма, удерживающий в узде желание выключить весь этот сумасшедший бред, даже несмотря на обилие гротескных типажей и нелепых диалогов. Инопланетный монстр, попавший в тихий американский городок внутри упавшего на окраине астероиде, в кои-то веки не актёр в топорном резиновом костюме - а живой сгусток протоплазмы, пожирающий всё на своём пути. Что в какой-то степени трешёво, но пугает достаточно, чтобы с интересом провести вечерок, желательно с девушкой в обнимку, сидя в открытом "кадиллаке" - вы понимаете, для атмосферности. А ещё в титрах звучит очень заводная песня! («Beware of the Blob! It creeps, and leaps, and glides and slides across the floor»). Всё настолько яркое и сочное - словом, фильм создан не для высокой критики, а именно что для чистого удовольствия зрителя.
По достоинству можно оценить и крайне забавный актерский состав. Подростков, например, здесь играют люди лет эдак под тридцать, а в главной роли тут выступает тогда ещё восходящая, но уже зрелая звезда Голливуда - обаятельный Стив Маккуин (играет он персонажа по имени, какой сюрприз, Стив). И да, банальность сценарных взаимодействий персонажей тут спасает именно что вполне приличная игра вот таких вот талантливых людей. Стоит глянуть хотя бы ради этого.
![](http://i.imgur.com/ADjclMg.jpg)
36. Gojira (1954)Японский кинофильм режиссёра Исиро Хонда, снятый в 1954 году, первый из серии фильмов о Годзилле. В США фильм вышел под названием "Годзилла - король монстров!" в 1956 г.
Древнее существо выходит из глубин Тихого Океана, пробудившись от долгого сна, почувствовав сейсмические толчки, вызванные ядерными испытаниями американских военных, и начинает крушит всё на своем пути. Устрашающий силуэт огромного монстра движущийся по ночному Токио, оставляет позади себя огонь и разрушения, испепеляя человечество его же оружием - отличный материал для культового кино, породивший вскоре за собой целый жанр фильмов о кайдзю.
Отличные актерские работы отлично дополняют общую картину драмы — тут тебе не до ненужного пафоса и юмора, это фильм рассказывающий о реальной человеческой драме и эмоциях японского народа (так что и счастливого жизнеутверждающего конца тут ждать не приходится). Чтобы было понятно: для японского кинематографа ядерная война — тема постоянная и эмоциональная. Понятно, что в 50-х, когда ещё кровоточили раны после трагедии Хиросимы и Нагасаки, фильм должен был вызвать у зрителя особенный отклик. Замысел основывался на реальных событиях — японские рыбаки судна «Lucky Dragon 5» получили серьёзное облучение, оказавшись в зоне американских ядерных испытаний и на отсылке к этому событию и выводит, собственно, нас начало фильма. В общем, для зрителей, который видел "Годзиллу" в переложении того же Эммериха, оригинал окажется уникальным историческим открытием, слово драгоценная археологическая находка.
Теперь, давайте отбросим в сторону всю псевдо научную чепуху типа расщепителя кислорода, потому как не за точностью подобных вещей мы любим фильмы о морских гигантских чудищах. С технической точки зрения лента является ничем иным как настоящим прорывом для кино Японии, тем более тех лет. Да, это человек в резиновом костюме, которые топчет игрушечные миниатюры городских построек, но черт возьми, снято это тем не менее так, что Годзилла реально выглядит страшной разрушительной силой, способный уничтожить кучу народа! Прибавьте к этому прекрасное музыкальное сопровождение японского симфониста Акиры Ификубэ (не забудьте поблагодарить его за создание знаменитого звук рыка монстра) - получился настоящий кассовый успех и сенсация, на который создатели наверняка не рассчитывали, но который случается при коллаборации идей и вклада стольких талантливых людей. Мое личное разочарование в фильме является его местами очень плохо проделанный монтаж, но тут даже не знаю винить ли обстоятельства времени или конкретного человека.
Фильм вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire и занял 31 место. В 2007 удостоен премии «Сатурн». Было снято огромное количество продолжений, где на потеху зрителей существо дралось с гигантским птерозавром Роданом, с огромной бабочкой Мотрой, с её антиподом — Баттрой, с грязевым монстром Хэдорой, с гигантской креветкой Эбирой, с похожим на Змея Горыныча драконом Кинг Гидорой, чудовищем Биоланте, и даже с Кинг-Конгом. Несколько раз против Годзиллы выступали его механические аналоги — Мехагодзиллы. В 1956 году американцы перемонтировали оригинальную версию фильма, вырезав некоторые эпизоды и добавив свою сюжетную линию. Здесь журналист Стив Мартин (Рэймонд Бёрр) ведет репортаж о Годзилле прямо с места событий — с улиц Токио — и сам чуть не погибает при этом. Именно в этом виде фильм, вышедший под названием «Годзилла, король монстров!» стал известен всему миру. Всего про Годзиллу на данный момент существует около 30 фильмов.
Если вам хочется насладиться классикой о кайдзю, то можно также посмотреть такие фильмы как «Великий монстр Варан» (1958), «Мотра» (1961), «Франкенштейн против Барагона» (1965) и «Родан» (1956).
![](http://i.imgur.com/nyKtLVh.jpg)
37. Invasion of the Body Snatchers (1955)
37. Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (1965)
38. Them! (1954)
39. Invaders from Mars (1953)
40. Fantastic Voyage (1966)
41. Barbarella (1968)
42. Планета бурь (1962)
43. The Time Machine (1960)
45. The War of the Worlds (1953)
46. The Incredible Shrinking Man (1957)
47. The Fly (1958)
48. Flash Gordon (1936)
49. 1984 (1956)
50. Marooned (1969)
51. The Man from Planet X (1951)
52. Robinson Crusoe on Mars (1964)
53. The Day of the Triffids (1963)
54. Earth vs. the Flying Saucers (1956)
55. Rocketship X-M (1950)
56. When Worlds Collide (1951)
58. The Quatermass Xperiment (1955)
59. Doppelganger (1969)
60. First Men in the Moon (1964)
@темы: сай-фай челлендж